Александр Москаленко, поэт и инженер (alex_moskalenko) wrote in ru_cosmos,
Александр Москаленко, поэт и инженер
alex_moskalenko
ru_cosmos

Category:

Ох уж этот сказочник - Илон Маск!



 Не так давно Илон Маск представил прототип пилотируемого космического корабля Starship (50 м высотой!)- который в идеале будет взлетать трижды в день, то есть около 1000 раз в год и доставлять на орбиту Земли около 150 тыс. тонн полезной нагрузки в год. Что-то это смутно напоминает мне о прениях в Конгрессе США по системе Спейс Шаттл, когда НАСА сумела убедить конгрессменов в том, что шаттлы будут  приносить прибыль при 50 пусках в год. При полной загрузке. В итоге 135 пусков шаттлов стоили 192 млрд долларов. За 30 лет! Пятью шаттлами! При заявленном ресурсе каждого челнока в 100 пусков. О количестве доставленной на орбиту полезной нагрузки и авариях даже писать не буду.

В межпланетном варианте корабль будет разгонять самая мощная ракета-носитель — Falcon Super Heavy, в которой будет 37 двигателей Raptor. После взлета её блоки будут возвращаться на Землю — готовые для запуска следующего Starship. Ну-ну… Если кто забыл - уже был запуск Falcon Heavy, правда, с 27 двигателями, когда в сторону Марса Маск запустил макет машины с манекеном. Массой 1,3 тонны. То есть подтвердив вывод на орбиту максимум 12 тонн полезной нагрузки. Замечу: РН «Протон» (двадцатитонник) запускал к тому же Марсу 2,6 тонны. Замечу: максимальная заявленная масса выводимого на орбиту груза – 67 тонн в одноразовом варианте и не более 30 тонн - в многоразовом. Для тех кто не понял - 37 тонн и есть плата за многоразовость Falcon Heavy.

Илон также в очередной раз подчеркнул выгоды от использования нестандартного для ракетной индустрии материала - стали. В пересчете на килограмм веса сталь в 50 раз дешевле композитов, а алюминий для использования в многоразовых кораблях не годится. А мужики-то не знали… Есть одна плодотворная идея – делать корабль из дерева – получится ещё дешевле…

Запустить эту бандуру Маск собирается через пару месяцев. На 20 км.
А через полгода – на орбиту. И в течение года - людьми на борту. Маск утверждает: корабли многоразовые, и за счет этого всю программу испытаний для доказательства безопасности системы можно провести в кратчайшие сроки. Каким образом многоразовость может ускорить испытания для меня загадка, особенно с учётом сертификации к следующим полётам. И сколько пусков Маску потребуется для  «доказательства безопасности». Замечу:
Маск не может довести до ума пилотируемый корабль Crew Dragon, который SpaceX разрабатывает для NASA много лет и который  пока так и не отправился на орбиту с астронавтами.

При этом Маск говорит, что в SpaceX ещё не выяснили, как поддерживать жизнь людей на своих кораблях во время полета с точки зрения кислорода, пищи, воды и отходов, не говоря уже о посадке на Марс и основании там колонии. Глава SpaceX ограничился указанием на «регенеративные системы», которые будут восстанавливать запасы: «Регенерация необходима… Я не думаю, что это очень сложно сделать по сравнению с самим космическим кораблем». То есть с наполнением корабля бортовыми системами – конь ещё не валялся. Мелочь какая…

На презентации Starship руководитель НАСА Брайденстайн заявил: «Пилотируемый частный корабль отстаёт от графика на годы. НАСА ожидает увидеть подобный уровень энтузиазма, но сфокусированный на инвестициях налогоплательщика. Пришло время их отработать». Маск немедленно обиделся и сказал: «95% ресурсов компании SpaceX отводится на корабль Crew Dragon и ракету Falcon, а на марсианский корабль – 5%. Если есть какой-то способ сделать это быстрее, я бы сделал это быстрее».

Итог: ни носителя, ни корабля, ни денег на марсианскую экспедицию у Маска нет. Но есть прототип. Большой. Пустой. Железный.
Вы до сих пор верите в выполнимость марсианских планов Маска?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 422 comments